Престиж нашей страны, чувство гордости за все ее успехи, бережное отношение к историческому прошлому – главное в работе по воспитанию патриотизма подрастающего поколения. И наш педагогический долг – заронить в душу маленького человека зернышки любви к родному краю, его истории и культуре, которые позже взойдут благородными всходами и сделают из него настоящего Патриота!
В МАДОУ Боровском детском саду «Журавушка» реализуются мероприятия по ознакомлению дошкольников с родным краем, которые посвящены 95-летию Тюменского района.
Особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего края, познакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Важно донести до детей информацию об истории создания и развития предприятий района (птицефабрики, молочные заводы, текстильная фабрика), о выпускаемой продукции и лучших тружениках.
Так, воспитанники средних групп побывали в гостях у хранительницы домашнего очага - Н.Л. Архиповой. В доступной форме она рассказала и об истории поселка (какие были дома, улицы), о людях, которые создавали красоту своими руками (ковры, полотенца), о домашней утвари, которой пользовались жители поселка (ухват, чугунок, маслобойка, рукомойник, ведро, валёк-утюг, корытце, ложки, чашки). Больше всего привлекли внимание детей игрушки-самоделки: кукла-полешко, клюющие птенцы, кукла-скатка. Ребята узнали, что даже музыкальными инструментами были простые предметы – ложки, валёк.
Тюменский район населен народами разных национальностей, поэтому, одной из ведущих педагогических идеей считается - необходимость соблюдения интересов полиэтнического состава населения, развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания, не замыкая ребенка в культурных традициях одного народа.
С этой целью, в рамках проектной деятельности воспитателями старших и подготовительных групп Сидоровой Е.М., Кубанской Е.В., Южаковой Л.М., при участии родителей созданы мини-музеи «Национальность дружбе не помеха». В них собраны экспонаты, которые позволяют ребёнку больше узнать о быте, традициях, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда народов разных национальностей. Основным достоинством мини-музея является то, что каждый экспонат доступен ребёнку. Он может его не только рассмотреть, но и потрогать и даже поиграть.
Приобщению воспитанников к народной культуре способствует взаимосвязь детского сада с внешними социальными партнерами посёлка Боровский. В рамках реализации проекта «Культура народов Тюменского района» воспитателями старших Филатовой Н.Н. и Быковой С.М. организованы встречи с представителями разных национальностей. О культуре и традициях татарского народа рассказала руководитель фольклорно-вокальной группы «Ихлас» Нигматулина Г.Н. Татарский фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Он представляет собой большую художественную ценность. Образный и живой язык народных загадок, пословиц, поговорок; четкость и законченность выражений приобщает детей к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно, эстетически. Татарский фольклор необычайно богат и разнообразен. Он представлен сказками, стихами, произведениями малых жанров (пословицы, поговорки, загадки).
С культурой, обычаями, прикладным искусством чувашского народа познакомила Хайруллина Р.З., сотрудник МАУ ТМР «ЦКиД «Родонит».
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь воспитанников со своей семьей. Родители активно участвуют в создании развивающей среды: в создании мини-музеев, оформлении атрибутов русского быта, изготовлении для детей элементов костюмов; организации выставок народного прикладного искусства, краеведческих фото-коллажей.
Педагоги детского сада продолжают работу по формированию гражданственности у дошкольников, любви и уважения к рядом живущим людям, формированию мировосприятия.
Автор текста: методист МАДОУ Боровского детского сада «Журавушка» Бинурова В.А.