Памятка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
по обеспечению условий доступности объектов потребительского рынка для нужд маломобильных групп населения.
1. Обеспечение условий доступности для маломобильных групп населения (далее - МГН) к объектам потребительского рынка осуществляется в целях соблюдения Конвенции о правах инвалидов (далее - Конвенция), статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказа Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012), Приказа Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146 (далее - Приказ № 4146).
2. Юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу товаров, услуги общественного питания, бытовое обслуживание (далее – организации, предоставляющие услуги населению в сфере потребительского рынка) должны обеспечить условия доступности для МГН объектов, в которых оказываются услуги населению, в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 Приказа № 4146).
3. Земельные участки, помещения и их элементы, места обслуживания МГН в общественных зданиях должны соответствовать требованиям СП 59.13330.2012.
4. Руководители организаций, предоставляющих услуги населению в сфере потребительского рынка, обязаны организовать инструктирование или обучение специалистов по вопросам, связанным с обеспечением доступности для МГН объектов и услуг (п. 7 Приказа № 4146).
5. В случае невозможности полного приспособления существующего объекта для нужд МГН следует адаптировать объект в рамках «разумного приспособления» при согласовании (до реконструкции или капитального ремонта здания, помещения) с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на соответствующей территории. Возможно организовать предоставление необходимых услуг по месту жительства МГН или в дистанционном режиме (пункт 1.2. раздела 1 СП 59.13330.2012, пункт 5 Приказа № 4146).
6. Руководители организаций, предоставляющих услуги населению в сфере потребительского рынка, обеспечивают маломобильным группам населения возможность заблаговременного информирования лиц, на которых возложено оказание услуг, о потребности в создании условий, необходимых инвалидам для их получения, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма (п. 8 Приказа № 4146).
7. Организациям, предоставляющим услуги населению в сфере потребительского рынка, рекомендовано составлять Паспорт доступности объекта (п. 14 Приказа № 4146).
8. Организационно-распорядительными документами следует закрепить ответственных за организацию и оказание помощи МГН в преодолении барьеров, мешающих получению услуг на объекте.
9. Организации, предоставляющие услуги населению в сфере потребительского рынка, обеспечивают условия доступности для инвалидов объектов и услуг, исходя их собственных финансовых возможностей (п.6 Приказа № 4146).
Приложение №1. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций торговли.
Приложение №2. Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций общественного питания.
Приложение№1
Обеспечение доступности для инвалидов услуг
организаций торговли
Обеспечение доступности для инвалидов помещений торговых организаций регулируется Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»,[1] применение которого носит обязательный характер, и Сводом правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования»,[2] который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
Особую актуальность в крупных городах приобретает требование выделения специальных мест для личного транспорта инвалидов на автостоянках при предприятиях розничной торговли. Места для транспортных средств инвалидов должны размещаться не далее 50 м от входов, доступных для маломобильных покупателей.[3]
Возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды для организации обслуживания маломобильных покупателей на предприятиях торговли.[4]
Вариант "А". Обеспечивается доступность всех помещений торговой организации для инвалидов. При этом следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами) и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест.
Вариант "Б". Создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.
Применяемое торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках, для выбора товара. При этом комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, доступных инвалидам, должны быть рассчитаны на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более 0,5 м.[5]
Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими. Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.[6]
В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола. Как минимум один из контрольных кассовых постов в зале должен быть оборудован в соответствии с требованиями доступности для инвалидов. Ширина прохода около такого кассового поста должна быть не менее 1,1 м.[7]
Для акцентирования внимания покупателей с нарушением зрения на необходимой информации следует активно использовать тактильные (рекомендуемая высота размещения горизонтально или под наклоном на витринах и полках на высоте от 0,7 до 1,4 м от уровня пола), световые указатели, табло и пиктограммы, а также контрастное цветовое решение элементов интерьера в соответствии с требованиями СП 136.13330. Пиктограммам и указателям для выделения отдельных товарных групп в торговом зале рекомендуется присваивать различные лидирующие цвета. Не следует одновременно использовать красный, зеленый, синий и фиолетовый цвета.
В удобном для посетителя - инвалида по зрению месте и в доступной для него форме должна располагаться информация (тактильная мнемосхема) о расположении торговых залов и секций, об ассортименте товаров, а также средства связи с администрацией[8].
С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Применительно к организациям торговли это означает, что, например, в магазинах самообслуживания необходимо помогать инвалидам-колясочникам доставать товар с полок, до которых инвалид не может дотянуться. Инвалидам по зрению следует зачитывать информацию о цене и характеристиках товаров.
За неисполнение законодательства об обеспечении доступной среды для инвалидов установлена административная ответственность в виде штрафа в следующих размерах:
- уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур - от 2 до 3 тысяч рублей для должностных лиц; от 20 до 30 тысяч рублей для юридических лиц;
- нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов - от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц; от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.
Приложение №2
Обеспечение доступности для инвалидов услуг организаций общественного питания.
Обеспечение доступности для инвалидов помещений организаций общественного питания регулируется Сводом правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», применение которого носит обязательный характер, и Сводом правил «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования», который носит добровольный характер и устанавливает повышенные требования.
Ряд требований, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров для беспрепятственного доступа инвалидов, установлен для внутренней планировки предприятий питания:[9]
- в помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. Ширина прохода около прилавков для сервирования блюд должна быть не менее 0,9 м. Для обеспечения свободного огибания при проходе кресла-коляски ширину прохода рекомендуется увеличивать до 1,1 м;
- в предприятиях питания рекомендуется отводить до 5% мест, но не менее одного, для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с нарушением зрения, с площадью не менее 3 на каждое место;
- в помещениях общественного питания должно быть 5% столов, но не менее одного обеденного стола высотой 0,65-0,8 м. Такие столы должны иметь необходимую ширину между ножками и необходимую глубину столешницы с опорой посередине в соответствии с требованиями СП 136.13330;
- стойки баров и кафетериев должны иметь пониженную часть - высотой от пола не более 0,8 м и шириной 0,8-1,0 м для обслуживания инвалида на кресле-коляске;
- в предприятиях питания, связанных с длительным пребыванием посетителей (рестораны, столовые), гардеробные стойки в местах обслуживания маломобильных посетителей следует устраивать в соответствии с рекомендациями СП 136.13330;
- вестибюли, холлы, аванзалы, уборные, умывальные и другие вспомогательные помещения, доступные для маломобильных посетителей, следует проектировать с учетом требований СП 59.13330 и рекомендациями СП 136.13330.
Также установлен ряд требований к порядку предоставления информации посетителям из числа инвалидов:[10]
- информация о предприятии (тип, класс, форма обслуживания, доступность для маломобильных посетителей), а также меню должны быть легко определяемы и доступны для инвалидов на креслах-колясках и лиц с нарушением зрения;
- меню должно иметь контрастные надписи простым шрифтом и шрифтом Брайля;
- в качестве альтернативы может использоваться меню предприятия в версии для слабовидящих, доступной в сети Интернет;
- специализированные средства информации для МГН должны решаться в соподчинении с основной дизайнерской концепцией интерьера.
С 1 января 2016 г. вступила в силу новая редакция ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», согласно которой работники организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами. Применительно к организациям общественного питания это означает, что, например, на предприятиях самообслуживания, при необходимости, инвалиду следует оказывать помощь при выборе блюд и доставки их к месту приема пищи.
[1] утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 605
[2] утвержденный Приказом Госстроя от 27 декабря 2012 г. № 124/ГС.
[3] П 6.4 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования» , утвержденных Приказом Госстроя оРФ от 27.12.2012 г. № 124/ГС.
[4] П. 6.5 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
[5] П. 6.6, 6.7 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
[6] П. 6.8 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
[7] П. 6.7, 6.9 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
[8] П. 6.10 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
[9] П. 6.12 - 6.16 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».
[10] П. 6.17, 6.18 СП 138.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования».